Реклама Маркетинг
Читая западные тексты о бизнесе, я все реже встречаюсь со словом «advertiser» (тем, что мы переводим как «рекламодатель») и постоянно – со словом «marketer» (тем, для которого в русском языке нет адекватного перевода).
То, как мы говорим, определяет то, как мы думаем. Почему, в отличие от нашей страны, на Западе всё меньше говорят о рекламе и всё больше – о маркетинге? В чем разница между этими двумя терминами?
Недавно я провела эксперимент. Беседуя с соискателями на должность, связанную с маркетингом, я задавала каждому из них этот вопрос. И что бы вы думали? Из пятнадцати человек только один смог дать внятный ответ. Интуитивно мы чувствуем, что разница существует, но вот объяснить её…
Дело в том, что реклама – это всего лишь один из компонентов маркетинга. Любая реклама – это маркетинг, но маркетинг – это далеко не только одна реклама. Маркетинг – гораздо более широкое понятие, маркетинг – это процесс, в то время как реклама – только действие в рамках этого процесса.
Реклама. Реклама есть действие, направленное на извещение потенциальных покупателей об индивидуальном товаре или услуге. Задача рекламы – объяснить потребителям, почему тот или иной продукт им необходим, в чем его преимущества и как его получить. Реклама каждого продукта или услуги уникальна и непосредственно вытекает из их особенностей.
Для рекламы используются следующие каналы, носители и методики:
- радио и телевидение (рекламные ролики);
- интернет (баннеры, текстовая реклама, электронные рассылки, контекстная реклама);
- мобильные коммуникации (мобильные баннеры, SMS/MMS);
- реклама в прессе (модульная реклама в газетах и журналах);
- печатная реклама (флаеры, буклеты, директ-маркетинг);
- телефонная реклама (телемаркетинг);
- наружная реклама (стенды, рекламные плакаты).
Маркетинг. Маркетинг есть процесс, направленный на достижение максимального соответствия между нуждами потребителями и характеристиками продукта. Это соответствие достигается как через изучение аудитории и понимание ее запросов, так и через информирование и убеждение потенциальных покупателей в преимуществах продукта. Реклама – лишь один из аспектов маркетинга. Маркетинг включает в себя следующие компоненты:
- исследование аудитории;
- реклама;
- продажи;
- паблик рилейшнс;
- клиентское обслуживание и обратная связь с потребителем.
Как можно видеть, маркетинг – гораздо более широкое и важное понятие, чем реклама, поскольку он охватывает все этапы жизни продукта.
Остановлюсь подробнее на составных частях маркетинга.
Исследование аудитории. Создание продукта, который будет востребован потребителем, невозможно без глубокого понимания того, что потребителю необходимо.