Особенности Развития Рекламы
Изучив материал главы, студент должен: знать понятие и особенности брендинговой рекламы; • современные направления развития брендинговой рекламы; • классификацию услуг в области BTL-технологий; • основные мероприятия прямого маркетинга; • разные виды стимулирования сбыта; • мероприятия consumer и trade promotion; • мероприятия по связям с общественностью (PR); уметь • отличать традиционные средства (ATL-технологии) от нетрадиционных способов продаж (BTL-технологии); • использовать приемы стимулирования сбыта; • применять мероприятия PR; владеть • приемами использования BTL-технологий; • инструментами consumer и trade promotion; • методами стимулирования сбыта; • приемами PR. Понятие и современные направления развития брендинговой рекламыБрендинговая реклама, кроме традиционных средств (ATL-технологии (above the line – над чертой) – традиционные способы продаж (прямая реклама)), включает так называемые BTL-технологии (below the line – под чертой), которые относят к нетрадиционным способам продаж (косвенная реклама). Легенда о происхождении термина BTL родилась 50 лет назад, когда один из руководителей компании "P&G", составляя смету расходов на маркетинг, включил в нее рекламу в прессе, на ТВ и т.п. и подвел итоговую черту. Но вспомнил, что не учел затраты на раздачу бесплатных образцов и прочие акции по продвижению товара. Поэтому пришлось вписывать эти цифры ниже, т.е. под чертой. Причины роста популярности BTL-технологий в мире: • падение эффективности традиционных средств продвижения; • изменение структуры розничной торговли (развитие системы сетевых магазинов самообслуживания). В местах продаж принимается от 60 до 80% решений о совершении покупки. При использовании BTL-технологий продажи растут в 2–4 и до 10 раз. Можно представить следующую классификацию услуг в области BTL. 1. Прямой маркетинг (direct marketing). 2. Стимулирование сбыта (sales promotion). 3. Событийный маркетинг (event marketing). 4. Другое. Рассмотрим подробнее каждый прием BTL-технологии. Прямой маркетинг (direct marketing) – воздействие на конкретную аудиторию в соответствии с базой данных, составленной по заказу рекламодателя либо им самим или же получение обратной связи с конкретным потребителем. Суть метода заключается именно в персонализации рекламного обращения. К мероприятиям прямого маркетинга можно отнести: • почтовые рассылки (direct-mail) – адресные рассылки рекламных материалов по почте конкретным потенциальным покупателям, заказчикам; • телемаркетинг – использование телефона и телекоммуникационных технологий совместно с системами управления базами данных для непосредственной продажи товара потребителя (call-центры); • телевизионный маркетинг – включает использование специальных коммерческих телеканалов, предназначенных только для передачи коммерческой и рекламной информации; а также рекламу обратной связи – размещение рекламы на ТВ, которое предполагает быструю обратную связь с потребителем; • SMS-рассылки – адресные рассылки рекламных сообщений пользователям мобильной связи, чаще всего рекламное сообщение добавляется к бесплатным рассылкам (погода, гороскопы, афиша и т.д.); • интерактивный маркетинг – электронная торговля (осуществление торговых операций с использованием инфокоммуникационных технологий), связывающая потребителя с компьютеризированным банком данных продавца; • услуги по формированию и обработке баз данных для осуществления прямого маркетинга (database service). Стимулирование сбыта (sales promotion) – комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж (стимулирование покупательского спроса, ускорение процесса товародвижения и реализации товара). Бывают ориентированы как на потребителя (consumer promotion), так и иа продавца (trade promotion). Consumer promotion – комплекс мероприятий, направленных на покупателя, с помощью которого решаются задачи побуждения к совершению пробной покупки, стимулирования повторных покупок, увеличение частоты потребления продукта (услуги). Стимулирование покупок – самый массовый и заметный вид BTL-активиости. К акциям, ориентированным на потребителя (consumer promotion), можно отнести: • промоакции – интерактивные мероприятия, направленные на потребителей, когда им предлагается: – взять бесплатный образец продукции или рекламные материалы (sampling – сэмплинг); – попробовать продукт (дегустация); – принять участие в лотерее, конкурсе, розыгрыше призов (игровой маркетинг); – обменять товар конкурента на рекламируемый товар (.switch-selling); – узнать о свойствах продукта (презентация, консультация). • POS (Point of Sales) материалы – рекламные материалы для использования в местах продаж (мерчандайзинг), задача которых состоит в повышении продаж конкретного товара или группы товаров в данной торговой точке (дисплеи, воблеры, диспенсеры, джумби, шелфтолкеры, лайтбоксы, стикеры, мобильные стенды, баннеры); • визуальные коммуникации – комплекс указателей (вывесок, табличек, рекламных щитов, информационных стендов и т.п.), помогающих ориентироваться в пространстве и обеспечивающих пользователей необходимой информацией (расположение объектов и их частей, размещение на объектах конкретных сотрудников, время их работы и др.); • программы повышения лояльности – лотереи, розыгрыши призов, накопительные системы (бонус за покупку). Trade promotion – комплекс мер, направленный на стимулирование сбытовой сети для развития дистрибьюции, ускорения оборота и увеличения объема продаж (стимулирование торгового персонала и программы повышения лояльности партнеров). К акциям, ориентированным на продавца, можно отнести: • стимулирование торгового персонала – такие мероприятия, как оценка эффективности мотивации продавцов, профессиональные конкурсы, бонусные системы; • программы повышения лояльности партнеров – конференции, семинары, праздники. Событийный маркетинг (event marketing) – мероприятия, направленные на продвижение брендов, услуг и компаний с помощью ярких и запоминающихся событий. Часто важен не факт участия в событии, а информационная волна, вызванная им, и ощущение пользователем товарами марки своей сопричастности происшедшему. К событийному маркетингу можно отнести следующие мероприятия: События – специальные мероприятия и акции, способные не только запомниться, но и в ряде случаев стать новостью: • презентация, церемония открытия; • фестиваль, ярмарка, праздник; • встреча, круглый стол, конференция, семинар; • годовщина, юбилей; • день открытых дверей, экскурсия по предприятию и т.п. Спонсоринг – инвестирование средств в специальные мероприятия с целью собственной рекламы и PR. Public relations (связи с общественностью) (PR) – формирование, поддержание и изменение общественного мнения: • связи со СМИ; • управление имиджем и репутацией; • внутрикорпоративный PR; • антикризисное реагирование. Другими видами событийного маркетинга являются, например: • специальные программы продвижения товаров и услуг в рамках шоу-мероприятий (шоу-маркетинг); • спонсорство конкретной спортивной команды, которое может быть как финансовым, так и в виде предоставления команде своей продукции или услуг (спортивный маркетинг); • организация обедов, фуршетов и обслуживания во время проведения специальных мероприятий (кетеринг). И, наконец, к другим BTL-меронриятиям, которые сложно классифицировать по видам, можно отнести: • product placement – внедрение рекламы в сюжет художественных фильмов, сериалов, книг, игр, музыки; • использование нестандартных носителей для рекламы {ambient marketing); • buzz-marketing (buzz – гудящий звук) – генерирование слухов, резонанса общественного мнения после события. Он предполагает создание ажиотажа, шумихи вокруг продукта как техническими, так и естественными средствами коммуникации. Прежде всего buzz-marketing является системой запуска слухов и умением поддерживать дискуссии, т.е. заниматься тем, что традиционно делает PR. Речь идет об информационной технологии управления реакцией на событие, о применении типичных приемов психологического воздействия. Такую технологию задействуют для запуска новинок с низкобюджетным промоушен на сложные перенасыщенные рынки. Она эффективна для товаров, предназначенных для молодежи, или для новаторских вещей, а также для дорогих имиджевых продуктов. Особое место среди рекламных носителей занимают ambient media – вполне обычные предметы и материалы, на которых неожиданно размещается реклама. Как их классифицировать не ясно, то ли это разновидность традиционных наружных (outdoor) или внутренних (indoor) средств распространения рекламы, то ли правильнее будет их причислить к BTL-инструментам. Консалтинговая компания "Intelligence" (входит в "Starcom MediaVest Group Russia") предложила классификацию, составленную британским outdoor-оператором Concord в 1998 г. (табл. 6.1). Таблица 6.1 Классификация типов нестандартных носителей
На Западе BTL-индустрия развивается особенно бурно. Например, в США доля непрямой (косвенной) рекламы занимает более 50% всего рекламного рынка. |